Каждая нация, каждый народ и даже каждая социальная группа имеет свои обычаи, выработались в течение многих веков и освященные веками. У всех народов существует поверье, что тот, кто забыл обычай своих родителей, карается людьми и Богом.
Обычаи — это душа народа, заветные его желания, светлые мечты и мысль. Из века в век переходят они от старшего поколения к молодежи.

Украина — великая держава и история ее очень древняя. Именно поэтому она славится своими народными песнями, танцами, приметами, ремеслом, поверью, поговорками и другими мудрости. Каждый уголок Украины отличается своими обычаями и традициями. Но особенно они сохранились в Западной Украине, в частности, в Закарпатье.
Закарпатье — это многонациональный край. Здесь переплелись корни гуцулов, бойков, лемков, румын, венгров, словаков. Поэтому культура и традиции этого края, а также быт разнообразны.
На протяжении веков в закарпатском селе состоял общепринятый порядок — приобщение молодежи к жизненным норм и ценностей коллектива. Общественная зрелость человека связана со способностью создать семью и вести самостоятельное хозяйство.
Жизнь людей из поколения в поколение сопровождалось различными обрядами и ритуалами, которые в образно-символической форме определяли определенные этапы жизни человека и отдельные стадии развития семьи. В соответствии с естественного цикла существования человека сложился и комплекс семейных обрядов. Основные из них: свадебные, что освящали брак; родильные, которые отмечали рождении ребенка; погребальные и поминальные, связанные со смертью человека и чествования ее памяти.



Свадебный обряд, который издавна был распространен в быту закарпатского края, состоит из основных действий: сватовство, девичник («гуся»), венчание, свадебный пир, переход молодой в дом мужа и распускание косы, то есть приобщение молодой к числу женщин. Эти основные действия сопровождались разнообразными архаичными ритуалами, что имеет значение гадания, заговоров, заклинаний.
Начиналось все с сватовство, когда послы молодого шли к родителям избранницы заключать предварительное соглашение о браке. Было принято свататься в свободное от полевых работ время — на Мясницкой праздники и от Пасхи до Троицы. Старостами выбирали уважаемых и остроумных людей, преимущественно родственников. С ними к девушке шел парень, его родители и брат или сестра. Были случаи, когда девушка не давала согласия на женитьбу. Тогда она возвращала старостам принесенный ими хлеб или давала молодому тыквы. В случае успешного сватовства, через некоторое время, происходили помолвке — своеобразное скрепления договора о браке. Одним из важных условий этого договора было наделение молодых землей. Накануне свадьбы устраивались прощание невесты и жениха с девичьей и юношеской свободой, что воплощалась в обряде девичника. Такие вечера устраивались отдельно в домах молодой и молодого. Это был обрядовый акт отделения молодоженов от несемейной группы молодежи. В молодой девичник отличался особой лиричностью, потому символизировал разлуку с родным домом и переход в другой статус. Девушки-подружки «выли Гильцы» — украшали цветами, лентами и букетами колосьев ветку сосны или вишни. Вместе с веточки изготавливали маленький цветок или венчики для жениха и невесты. Плетение венков сопровождалось Барвенково песнями. Ведь Украина называют барвинковым краем. Барвинок -это оберег от всякой нечисти. В древности это растение вешали над дверью дома и никогда не выбрасывали на помойку, а только в воду, чтобы «он не погиб от жажды». Барвинок — это целебное растение. Упоминания о его свойствах глубокой древности. Именно с тех времен барвинок прочно вошел в быт не только закарпатцев, но и всего украинского народа, стал неотъемлемым элементом в свадебных обрядах. Его воспет во многих песнях. Под эти песни девушки украшали голову невесты свадебным венком. В более древние времена это делала мать.
Венчание является традиционным свадебным обрядом, который имеет магический, символический и бытовой характер. В течение трех недель, от помолвки до венчания священник трижды объявлял обществу о помолвке молодых. После третьего объявления невесты венчались.
Исходя из церкви, молодые смотрели друг на друга через свои герань («чтобы видели свое счастье»), которые затем съедали вместе с вареными яйцами. Все это символизировало объединение родов.
Молодая пара после свадебного пира в молодой, идет в дом жениха. На пороге дома мужа кладут распеченный уголь, «костер», для очистки, говоря такие слова: «чтобы молодые были чистые; как в огонь ничего не берется, так и к ним ничего не принималось ». Мать молодого одевает «петек» для встречи молодых и посыпает их пшеницей. На голове жениха ломают калач с целью обеспечения мирного, дружеского семейной жизни. Важным ритуалом в свадебном действе является танец невесты с парнями, который означает прощание с молодостью и распускание косы.
Свадьба заканчивалось в понедельник циклами обрядов. Первый из них — обряд брачной ночи — включал переодевания молодой, вывод ее к гостям, демонстрацию ее целомудрия. Второй цикл символизировал присоединение невестки к мужа семьи: растопки печи, приготовление обеда, угощение свекра. Третий цикл — это распределение каравая и дарения молодым и семье жениха.
Рождение ребенка — это условие признания законности семьи. Обряды, связанные с рождением ребенка, приобщением новорожденного к роду, семье образуют цикл родильной обрядности. Он состоит из ряда обрядов: рождения, имя, наречение, очистка, избрание кумовьев, крестин.
Начинались родильные обряды с приглашения бабы-повитухи. Ее приглашал человек роженицы, который шел к ней с хлебом. Она, в свою очередь, шла принимать роды с хлебом. Она, в свою очередь, шла принимать роды с хлебом, святой водой, зельем. Все действия, которые выполняла повитуха, считались магическими, которые имеют сверхъестественную силу, и полезные для роженицы и новорожденного. Широкое распространение среди закарпатцев имел древний обычай имянаречения, который связывался с убеждением, что хорошо выбранное имя должно способствовать счастью и благополучию младенца.
Всегда почиталось на Закарпатье кумовство. Для крестника они были вторыми родителями. Крестины устраивали по обще христианским образцу. На крестины приходили кумовья с Крыжмой — подарком новорожденному. Прежде чем идти в церковь, баба-повитуха купала младенца, заворачивала в рубашку (мальчика — в отца, девочку — в материнскую), клала на вывернутый кожух, а затем передавала куму, который вместе с кумой нос ребенка в церковь.
В заключение остановимся на похоронной и поминальной обрядности.
Смерть человека всегда воспринималась как большое горе и вместе с тем как обычная необходимость: «если бы не умирали, то бы под небо подпирали».
В случае смерти на Закарпатье в первый день в доме умершего собиралась молодежь и устраивала разные забавы («лопоткы», «ниточки», «упал в колодец» и другие). Прятать везли на санях в любой время года, а когда близко к кладбища несли на руках. Похороны на санях — это древнейший обычай восточных славян, который сохранился до наших дней только в районах Карпатских гор. Поминали покойного через девять дней (девятый), сорок (сорок) и через год (годовщина).
Мы заглянули в историю дольки Украины, а именно закарпатского региона. Это край, богатый культурой, традициями, обрядностью, костюмами, языком, бытом. Еще многое можно было бы рассказать об этом живописный уголок нашей Родины, и мы остановились на основных традициях и обрядах, которые каждый человек в своей жизни осуществляла. Ведь каждый из нас рождается, женится и, как ни печально об этом говорить, умирает. Так устроена наша жизнь.
Ценим традиции родной земли — это наша память, наша благодарность предкам за богатства, дарованные веками.

Пошук відпочинку

Найкращий вибір

Фавар Карпати ДіАнна

Послуги

послуги трансферу

Реклама

Активный отдых. Активные туры. Каталог туристических сайтов.