Сопилкарская традиция
Традиционная cопилкарская традиция исполнения является составной частью народной музыкальной культуры жителей Центральной части Бойкивщини и тесно связано с их бытом. Сочетая в себе, как и любой другой вид инструментальной музыки, материальную и духовную части культуры горцев, cопилкарская традиция исполнения является важным источником познания их истории, культуры и извечных обычаев.
Обратимся к описанию конструкции и функции инструмента, которым пользовались упомянутые музыканты во время создания своих мелодий. По своему строению бойковская сопилка («пищалки», «пискур», «айда», «гойда») представляет собой цилиндрической формы продольную трубку с 6-ю графнимы отверстиями. Отверствия расположены двумя группами по три на одной вертикали. Верхняя часть трубки имеет головку с вдувним отверстием, а нижняя – кольцеобразную резьбу.
Функции пищалки в жизни и быту бойков достаточно разнообразны. Она является одним из неотъемлемых, любимых и широко используемых духовых музыкальных инструментов, на котором играют мужчины. Основное назначение пищалки связывается с исполнением музыки для собственного эстетического удовольствия и для слушания. А также в сопровождении индивидуального пения в коллективной ситуации, которая образовалась. Инструмент звучит в долинах (во время выпаса овец, коров, лошадей), на вечеринках, во время воскресных вечерних забав молодежи. На свадьбах (во время застолья – при выполнении вне обрядовых песен), крестинах и именинах, в пору сенокосов, сбора ягод и грибов.
Активное функционирование сопилки на Бойкивщине обусловлено сохранением традиции ее изготовления. Так, центром выработки сопилок есть села Либохора, Грабовец, Волосянка, а периферией – Славское, Головецкое, Пшанець. Изготавливали ее преимущественно зимой – из-за занятости мастеров в хозяйственно-полевых работах. Распродавали пищалки на базарах в городе Сколе или в селах Славское и Тухля.
Изготавливают пищалки из бузины черной («белый боз»), свидины кровяной (древесник), калины обыкновенной, груши обыкновенной, клена-тополя, черешни, вишни. Остатки магических верований, связанных с пищалкой, остались у горцев, которые обращаются с ним как с «заколдованной». Магическое начало проявляется, в частности, в вере чабана в том, что под звуки его «зачарованной» сопилки овцы могут самостоятельно выходить из двора. Пастись на пастбище и возвращаться в отряд.
По традиции, бойки рубят деревья, когда сходит молодой месяц, то есть в конце апреля – начале мая. Это связано со временем заготовки древесины ели для строительства домов. В срубленного дерева в этот период древесина белая, легкая (не пропитана влагой), «здоровая», приятного запаха, она не темнеет, не загнивает и не поддается червоточине. Древесина весеннего сруба, по утверждению музыкальных мастеров, лесорубов и строителей, имеет хорошие акустико-механические свойства, легко поддается обработке, в том числе при изготовлении сопилки.
Для вырезания или вытачивании донышка до сопилки устройства пищалки народные мастера используют сухой еловый сучок, древесину яблони (яблоньки). Еловый сучок, высушенный в естественных условиях, очень твердый, содержит много смолистых веществ, благодаря чему не втягивает влагу. Пробка с елового сучка даже после длительной эксплуатации не отекает, сохраняет хорошее качество звучания пищалки. Подбором древесины для «пробки» заканчивается этап подготовки материала и начинается непосредственный процесс изготовления свирелей.
Раньше до изобретения сверла, долота, рашпиля, наждачной бумаги изготовители пищавок (пастухи) пользовались бузиной черной, калиной. Мягкую и большую в диаметре сердцевину этих пород кустов выбивали грабовым или орешниковая шомполом («прутом»). Стенки трубок очищали и полировали специальным веревкой, сплетенным из овощной шерсти и щетины конского хвоста и связанными в конце в узел. Жесткая и жесткая щетина окончательно очищала стенки, тогда как мягкая овечья шерсть полировала их. Уже позже для очистки поверхности заготовки и вырезания головки, свирели и «пробки» мастера использовали специальный ручной чем, осколок стекла, стружку и металлическую проволоку, с помощью которого выжигали грифни отверстия. На последнем этапе изготовления пищалки делались расчеты размещения грифных отверстий. Они начинались с обозначения центральной точки, делили трубку на две равные части, и размещение слева и справа от нее первого и второго грифных отверстий. Расстояние между обеими грифнымы отверстиями определяют другой шириной большого пальца, который прикладывают к центральной точке. Этой же мере пользуются для расчета расположения остальных грифных отверстий. Подчеркнем, что на пищавке 1-й грифное отверстие размещено на половину кала выше обозначенной центральной точки трубки. Благодаря чему при всех открытых 6-ти грифных отверстиях образуется не седьмой тон диатонического звукоряда. Отсюда прямым диатоническим звукорядом сопилки есть цилотоновая гамма, которая при постепенном открытии грифных отверстий и умеренном вдувании воздуха с октавным предшествующим расширяется до двух октав.