Народное строительство Бойковщины
Народное строительство Бойковщины 19 – нач. 20 в.
С давних времен славится Бойкивщина традициями искусства, архитектуры, строительство. Последнее занимает заметное место в культурной деятельности местного населения, принесло ему всеобщее признание. И это вполне естественно. Здесь испокон веков был лес – прекрасный строительный материал. С помощью топора народные мастера строили дома, водяные мельницы, церкви, колокольни, которые мы теперь ценим как шедевры народного зодчества. С веками и выработался неповторимый бойковский стиль. В нем нашли отражение сообразительность, наблюдательность, эстетические вкусы и предпочтения народных строителей.
Народные зодчие тонко понимали природу, не спорили с местностью, а искали с ней гармонии. Массивная форма крыши здания нередко напоминает гору, а расположение их повторяет очертания рельефа. Благодаря умелому конструктивному решению здания выглядят легко и жизнерадостно, будто взлетают над склонами гор.
Обычный дом … Но и здесь народный зодчий проявил свой вкус, практические знания. Строительство дома было из толстых еловых плениць с высокой, острой, несколько изогнутой крышей. Из профиля силуэты таких зданий подобные старых елей с свисающими вниз ветвями, создавая с ним гармоничное целое.
Важное место в старинной бойковской усадьбе занимают хозяйственные постройки. Среди них выделяется “конюшня”. Состоит она из двух частей, разделенных побоищем. По длине всей противоположной от входа стены конюшни тянется половник, куда ссыпали полову, иногда клали сено. Когда интерьер старого жилья составлял безрадостное впечатление, то в хозяйственных постройках чувствовалась внимание хозяина. Здесь задивуешся разнообразием и своеобразием составленных там предметов, хозяйственных орудий.
И высокого художественного уровня достигли местные зодчие в монументальной архитектуре. Бойковские церкви и колокольни отмечаются оригинальностью архитектурных форм, конструктивной простотой, целесообразностью и выразительностью отдельных деталей.
В плане бойковские церкви троедельны. Каждый сруб перекрыт многоярусной четырех – или восьмигранной баней. Благодаря ярусам баня с высотой сужается, творя этажи каждый раз легче. Так создаются иллюзия высоты. Церкви имеют при входе красивые галерейки, часто дверные рамы их украшены декоративной резьбой.
Два замечательных памятники этого вида народной архитектуры можно увидеть в Музее народной архитектуры и быта во Львове. Это церкви с с.Кривка Львовской области, Турковского района 1763 и из села Тисовец Сколевского района 1863 Оба убедительно говорят о высокой культуре и мастерство народных умельцев.
Важное место в истории материальной и духовной культуры бойков занимают народное искусство, художественные промыслы. До сегодня, например, была известна художественная резьба только на косяках и других архитектурных деталях. Исследованиями открыто существование ее на некоторых бытовых предметах, в частности посуде.
Высокими художественными качествами отмечаются народные ткани: “одеяла”, “верети”, “плаха”.
Интересные образцы растительного орнамента имеют набивки. Волнуют своей фантазией, тонкостью выполнения вышивки.
Бойковская старинная одежда отмечается удобством, легкостью, богатством орнамента и способом выполнения. Девушки надевали вышитые рубашки, белые юбки с вышитым краем, а также украшен вышивкой фартук. На голове света платок.
Замужние женщины вязали платки на чепчик. Мужской костюм отмечался строгостью. Рубашка и брюки – из белого полотна. Вышивки на них узкие, в основном черного цвета. Брюки иногда вышивали внизу по швам. Лейбик украшался скромнее. Летом на голове – соломенная шляпа, в зиме – “Кучма” или “баранья шапка”.
К шедеврам декоративного искусства следует отнести и писанки. Среди декоративных мотивов их оформления очень архаичны. Например, примитивное изображение солнца в виде радиальных линий, исходящих из центра круга. Преобладают гнометрични орнаменты. Выразительный растительный орнамент – редкость.
Во времена кочевого скотоводства территории пастбищ и пути передвижения скота не ограничивались. В местах остановок пастухи строили примитивные шалаши для отдыха и временные загоны для скота. С переходом к полуоседлому скотоводству уже часть населения, преимущественно женщины и дети, живут в домах, которые строили на равнинах и в долинах вдоль рек. Редко в таких местах были все условия, необходимые на сенокос, людям сводилось проходы большие расстояния, перебираясь через густые дебри. Отсюда, видимо, происходит название лесных лугов “лазы”, которые зафиксированы и в названиях урочищ и поселений.
По мере роста поселений площадь лазов расширялась за счет рубок леса. Лучшие земли превращались в паханку. Строительство росло. Постепенно лазы, куда переселялась вся имя, превращались в хутора.
На Бойковщине существуют различные формы поселений. От средневековья и до половины XIX в. состоят формы поселений, сохранились почти до наших дней. В узких долинах рек наибольшее распространение имеют удлиненные, равно уличные поселения, сначала с одним рядом усадеб, удаленных друг от друга, со временем появляются также поселения с двумя рядами, конечно вдоль рек с одной или с двух сторон.
Скученные поселения распространены чаще в котловинах, при слиянии рек. Свободный характер расселения не мог долго существовать. В 1778 Австрийское правительство приняло распоряжение о так называемой контракции. Это означало, что разбросаны одиночные поселения верховинских местностей распоряжением владельца втягивались в общину.
Итак, на Бойкивщине существуют три формы поселений: села вытянуты вдоль рек вверх, сосредоточенные и разбросаны бессистемно в долинах и на склонах гор.